Опыт использования недорогой IP-телефонии от Zadarma на АТС Samsung OfficeServ
В этой заметке я хотел бы поделиться опытом использования IP-телефонии на нескольких мини-АТС Samsung OfficeServ.
В территориально разнесенных офисах нашей организации используются мини-АТС Samsung OfficeServ, объединённые в сеть. Между собой сотрудники могут связываться по коротким номерам. Звонки по городу и межгороду идут через внешние аналоговые линии, тарифы приемлемые. Но для звонков за границу тарифы весьма высокие. Экономить в нынешнее время необходимо и было решено попробовать сократить расходы используя более дешевую IP-телефонию.
Операторов IP-телефонии много, пришлось выбирать подходящего нам. Основные требования были это работа по протоколу SIP, работа через NAT, возможность совершения нескольких звонков одновременно, совместимость с АТС Samsung OfficeServ, высокая стабильность и надёжность работы, хорошее качество связи, низкие цены на звонки, без абонплаты или с небольшой, возможность протестировать услуги до оплаты.
После анализа тарифов разных операторов и тестирования нескольких из них, было принято решение использовать Zadarma.
VoIP оператор Zadarma предлагает ряд тарифов на IP-телефонию.
Выбор был между тарифами «Эконом» и «Стандарт». В тарифе «Эконом» самые низкие цены, но поминутная тарификация. В тарифе «Стандарт» посекундная тарификация и 100 бесплатных минут, которые, как показала практика, расходуются в наших задачах. Он пока и используется.
При звонках у вызываемого абонента отображается в CallerID или один из существующих привязанных номеров (можно привязать до 4, привязка через sms или входящий звонок), или номер приобретённый у Zadarma.
Можно заказать бесплатный международный номер с кодом +8835. Также можно купить телефонные номера разных стран.
Опыт эксплуатации составляет 7 месяцев. В самый «жаркий» месяц было совершено более 400 звонков общей продолжительностью более 30 часов. В среднем 200-250 звонков 14-17 часов.
Качество связи находится на неплохом уровне. Дозвон быстрый, звонки не обрываются. Задержка в приемлемых пределах.
Были немногочисленные жалобы от сотрудников, но не массовые. Некоторые заявки решались обращением в службу поддержки Zadarma. В ряде случаев дозвон с добавлением 888 перед номером улучшал качество, это код для автоматической смены канала со стороны Zadarma.
В одной учётной записи заведено несколько SIP логинов, для каждой АТС свой, можно добавить при необходимости. Что позволяет более удобно просматривать статистику звонков и планировать затраты. Также общий счёт более удобен.
Каждому SIP логину можно настроить свой CallerID.
С каждого SIP логина можно совершать несколько одновременных звонков. (не во всех тарифах). По умолчанию предоставляется 3 линии, можно добавить при необходимости бесплатно. Для этого нужно просто пополнить счёт на определённую сумму.
При регистрации по приглашению вы получаете 0,5 долларов на счет для тестирования связи. Этим предложением я и воспользовался.
Теперь перейдём к АТС, на которых это работает у меня. Модели Samsung OfficeServ 7400, 7200, 100.
В составе АТС должна быть VoIP карта MGI (MGI16, MGI64) и АТС должна иметь выход в интернет. У карты MGI16 — 16 линий, но нам пока хватает по 10 линий на SIP логин.
На новых прошивках также должны быть куплены лицензии на SIP.
Для начала должны быть внесены сетевые настройки IP. Для самой АТС: MMC 830 (IT 2.1.2. LAN Parameter) и для MGI: MMC 831 (IT 2.2.2. MGI Card).
Поскольку на интернет-шлюзе используется NAT и порты не пробрасывались вручную, выбран тип адреса Privatе, но внешний адрес всё равно прописан.
Режимы работы MGI карты и кодеки задаётся в MMC 835 (IT 5.2.9. MGI Parameter).
SIP настройки выполняются в MMC 837 (IT 5.2.2. SIP Options).
SIP Server Enable: Enable.
Caller ID Type: ANI — ID берётся из MMC 323.
Gateway User ID — SIP ID. Register Password — пароль от этого SIP ID.
Proxy Domain Name и Proxy Server Address — имя SIP сервера. Alter Proxy IP Address — IP адрес SIP сервера. DNS Server — IP адрес вашего DNS сервера.
Regist per User: Enable — каждый пользователь при звонке регистрируется на SIP сервере отдельно.
Поскольку был выбран вариант Regist per User и Send CLI Table: 2, то нужно прописать в MMC 839 SIP ID и пароль, в MMC 323 SIP ID во вторую колонку.
Если выбран Incoming mode: Follow DID Trans, то маршрут входящих звонков настраивается в MMC 714.
В более свежей версии прошивки MMC 837 выглядит немного по другому. Отличия и настройки видно на скриншоте.
В OS100 не реализована работа с DNS, поэтому требуется ввести IP SIP сервера. Узнать его можно командой «nslookup sip.zadarma.com», ответ «Address: 185.45.152.174».
Внешние линии для исходящих звонков называют Trunk.
По умолчания SIP Trunk имеют номера 8501-8564 и задаются в 724 ММС, С5. (SPNet Trunk 8301-8364, H323 Trunk 8401-8464)
Группа 805 в MMC 603 (IT 4.1.2. Trunk Groups) по умолчанию содержит Trunk 8501-8564.
Набрав 805-1111 или 8501-1111 мы сможем проверить баланс. А позвонив 805-4444 выполнить эхо-тест.
Если кто не в курсе о LCR, то вкратце расскажу. LCR это функция направления звонка в зависимости от набранного номера по заданному маршруту.
Включается LCR в MMC 210. Цифра «9» для активации LCR включается в MMC 724-Features. Часто используется 9 для звонков вне АТС.
В MMC 710 прописываются начальные цифры номера, максимальная длина, номер маршрута. Часто используется 00 для выхода на международную линию.
В MMC 712 указывается куда ведёт маршрут с этим номером, через какую группу транков направлять этот вызов, какие модификации проделывать с номером перед дозвоном.
В MMC 713 указывается как работает правило модификации с этим номером. Delete Count обозначает сколько цифр в начале номера нужно удалить.
Т.е. в этом примере когда мы набираем 9-00-7495… включается LCR, видит что набранный номер начинается на 00, выбирает для него маршрут №5, применяет к нему модификацию №5 и обрезает 00, направляет звонок в 805 группу транков, в формате 7495…
Надеюсь материал был полезен.
Услугами Zadarma можно пользоваться также и на ПК, ноутбуках, смартфонах, и другом VoIP оборудовании. Звонки между SIP логинами бесплатные!
Другие интересные услуги от Zadarma, с которыми стоит ознакомиться.
Роуминговые SIM-карты, это обычные SIM-карты для GSM телефонов, позволяющие существенно экономить на роуминге при поездках за границу. Интегрированы с учётной записью и сервисами Zadarma.
Если у вас нет обычной мини-АТС, то Zadarma предоставляет услугу Облачная АТС, позволяющая быстро телефонизировать офис в любой точке мира без существенных затрат, запись разговоров, автоответчик, голосовое меню и другие полезные функции.